ГлавнаяОхрана труда

Охрана труда

Общая информация
  • Охрана труда в условиях пандемии
    Эпидемии и пандемии в 21-м веке
    За последние двадцать лет в мире неоднократно происходили вспышки инфекционных заболеваний, характеризующиеся высокой скоростью заражения населения.
    Эпидемии, ранее не выходившие за пределы той или иной территории, теперь с беспрецедентной скоростью распространяются по всему миру, что отчасти является следствием процессов глобальной интеграции, развития пассажирских перевозок и урбанизации.
    Уже давно известные патогены могут вернуться и вызвать эпидемию, создавая угрозу населению в условиях отсутствия иммунитета. Так, до вспышки эпидемии лихорадки Эбола в 2014 году в мире с 1976 года наблюдалось 24 подобных эпидемий, носивших локальный характер.
    К счастью, для ряда известных эпидемических заболеваний - холеры, СПИДа, гриппа, менингита, туберкулеза, малярии, вируса зика и желтой лихорадки - уже давно существуют и широко применяются программы профилактики и контроля. Однако даже в условиях наличия мер противодействия эти заболевания по-прежнему представляют опасность для населения многих стран мира в силу того, что существующим системам здравоохранения сложно обеспечить всем равный доступ к эффективным профилактическим и медицинским мерам (диагностике и лечению). В настоящее время общепринятой стратегией для того, чтобы исключить или искоренить эти болезни, является вакцинация или применение других мер противодействия.
    Так как угроза нового инфекционного заболевания обычно возникает на местах, то для того, чтобы предотвратить его дальнейшее распространение и не допустить перегрузки систем здравоохранения, важно понимать его динамику. Развитие эпидемических и пандемических заболеваний, как правило, происходит в четыре фазы:
    - появление или возникновение заболевания внутри общины;
    -его вспышка и локализованная передача;
    -превращение вспышки в эпидемию (пандемию) (передача от человека человеку растет);
    - снижение передачи (передача от человека человеку снижается в силу появления коллективного иммунитета или эффективности мер противодействия).
    Эта динамика определяет, в каких мерах может возникнуть необходимость. На основе опыта борьбы с эпидемиями основных смертельных заболеваний Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) различает пять важнейших этапов противодействия вспышке заболевания:
    1. Прогнозирование новых и рецидивирующих заболеваний в целях их скорейшего обнаружения и принятия мер противодействия. Прогнозирование охватывает определение наиболее вероятных болезней и оперативное выявление факторов, могущих усугубить их воздействие или ускорить распространение. Планы подготовки к возможной эпидемии, опирающиеся за опыт прошлых лет, должны предусматривать различные сценарии активного противодействия эпидемии в любой непредвиденной ситуации.
    2. Раннее обнаружение вспышки заболевания у животных и людей. Для этого нередко необходимо исследовать источники болезни, одновременно принимая оперативные и слаженные меры по ее сдерживанию. Обнаружение новых заболеваний на ранней стадии их распространения требует постоянной бдительности, упреждающей оценки риска и разработки новых средств управления. Раннее обнаружение начинается со здравоохранения; это означает, что медицинский персонал должен уметь распознавать потенциальные эпидемические заболевания и оперативно сообщать о любых необычных случаях (например, о необычно большом кластере случаев или смертей). На него также возлагается задача по снижению риска передачи инфекции внутри общины, изолируя пациентов с тяжелыми формами заболевания.
    3. Сдерживание заболевания на ранних стадиях его распространения. В силу абсолютной важности предотвратить массовую эпидемию меры по сдерживанию заболевания вне зависимости от его этиологии (скорее всего, неизвестной) следует вводить сразу же после обнаружения первого случая. Для принятия соответствующих мер противодействия также необходимы компетентные специалисты.
    4. Противодействие эпидемии и минимизация ее последствий в период нарастания. Как только эпидемический или пандемический порог достигнут, противодействие инфекционной болезни имеет целью минимизацию ее последствий и сокращение распространения, заболеваемости и


    Каково влияние пандемии Covid-19 на сферу труда?
    Кризис, подобный пандемии Covid-19, создавая чрезвычайную ситуацию в сфере здравоохранения, вызывает потрясения, непосредственно влияющие на рынки, производство и предложение (товаров и услуг), спрос (потребление и инвестиции) и сферу труда.
    Согласно оценкам МОТ, примерно 25 млн человек могут потерять работу, а размер потерь трудового дохода составить 3,4 трлн долларов США. Однако уже ясно, что эти цифры могут быть значительно выше. Предприятия всех размеров уже приостановили работу и сократили рабочее время и персонал. Многие из них находятся на грани банкротства - закрываются магазины и рестораны, отменяются авиарейсы и забронированные гостиничные номера, предприятия переходят на удаленный режим работы. Первыми зачастую теряют работу те, чья занятость и так нестабильна: например, продавцы-консультанты, официанты, повара, носильщики и уборщики. В мире, где лишь один из пяти человек имеет право на пособия по безработице, сокращение кадров для миллионов семей тождественно катастрофе.
    Кризис чреват не только безработицей и неполной занятостью: он также влияет на условия и оплату труда и доступность социальной защиты, особенно пагубно воздействуя на определенные категории населения, более подверженные негативной динамике рынка труда.
    Многие работники, оказывающие услуги по уходу и занимающиеся доставкой товаров - те, которые сейчас нужнее всего - лишены оплачиваемого отпуска по болезни и вынуждены продолжать работу, даже если они заболели. В развивающихся странах в аналогичной ситуации находятся сдельщики, поденщики и неформальные торговцы, вынужденные зарабатывать на пропитание. Наряду с мерами противодействия распространению инфекции государство должно принять особые меры, которые нужны для защиты миллионов людей, работающих в сфере здравоохранения и оказывающих услуги по уходу (большинство из которых - женщины) и каждодневно рискующих своим здоровьем. Такая же защита требуется водителям грузовиков и морякам, доставляющим медицинское оборудование и другие жизненно важные товары. Удаленный режим работы создает новые возможности, позволяя работникам продолжать работать, а работодателям - обеспечивать функционирование предприятия в период кризиса. При этом у работников должна быть возможность договориться о том, чтобы по- прежнему сочетать этот режим с другими обязанностями, такими как уход за детьми, больными или престарелыми - и, разумеется, за самими собой.
    Эпидемия может серьезно ударить по отдельным слоям населения, усугубляя неравенство, особенно некоторых категорий работающих, например:
    ■ людей с хроническими заболеваниями, которые больше, чем другие, рискуют серьезно заболеть и получить осложнения;
    ■ молодежи, у которой и без того более высокий уровень безработицы и неполной занятости;
    ■ пожилых людей, у которых с большей вероятностью могут возникнуть осложнения при возможном ухудшении их экономической ситуации;
    ■ женщин, которые составляют преобладающую долю лиц, находящихся в силу своей профессии на переднем крае борьбы с пандемией и принимающих на свои плечи огромное бремя обязанностей по уходу за детьми в случае закрытия учебных или детских учреждений;
    ■ уязвимых работников (включая самозанятых, нерегулярных работников и сдельщиков), у которых нет доступа к механизмам оплачиваемого отпуска (отпуска по болезни) и которые в меньшей степени защищены обычными механизмами социальной защиты, а также другими формами выравнивания доходов;
    ■ работников-мигрантов, которые могут не иметь возможности попасть на место работы в странах назначения и вернуться к своим семьям.
    Неформальные работники, составляющие примерно 61% рабочей силы в мире, в период эпидемии, подобной пандемии Covid-19, могут оказаться в особенно тяжелом положении. Риски безопасности и здоровью таких работников и без того высоки в силу отсутствия адекватных механизмов защиты. Работая в условиях отсутствия защиты в форме отпуска по болезни или пособий по безработице, они могут быть вынуждены выбирать между здоровьем и доходом, что ставит под угрозу не только их собственное здоровье и экономическое благополучие, но и других людей .
    Конструктивный и постоянный социальный диалог между государством и социальными партнерами играет важнейшую роль в разработке эффективных мер противодействия на уровне предприятий и отраслей, и на макроэкономическом уровне, что подтверждается опытом экономических кризисов прошлых лет .
    Системы социальной защиты и государственная инфраструктура социальных услуг повышает степень сопротивляемости общества, позволяя преодолевать возникающие чрезвычайные ситуации и сводя к минимуму последствия возможных будущих кризисов. Например, как показала вспышка эпидемии Эбола в Западной Африке, отсутствие мер социальной защиты в условиях эпидемии усугубляет нищету, безработицу и неформальность, вовлекая работников в порочный круг еще более серьезной уязвимости .
    Эпидемии последнего времени - тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС), свиного гриппа A(H1N1) и вируса Эбола - подчеркнули значение мер, направленных на рабочие места и служащих не только для выявления групп риска, но и для понимания механизмов распространения заболеваний и принятия действенных санитарно-профилактических мер. Если работник заразился инфекционным заболеванием, необходимо изучить механизм его распространения на предприятии и принять меры по снижению риска заражения других работников. Предприятия - самое эффективное место, где работодатели и работники могут совместно распространять информацию о мерах охраны труда (ОТ) и проводить разъяснительную работу, в том числе о мерах профилактики и защиты от распространения инфекционных заболеваний.
    Масштабные меры и новаторские политические решения абсолютно необходимы для преодоления кризиса, сохранения уровня жизни пострадавшего от него населения и восстановления экономики за счет стимулирования спроса.

    Меры охраны труда в условиях пандемии
    Каждая эпидемия по-своему уникальна. Патогены значительно отличаются друг от друга по тяжести воздействия, способности вызывать летальный исход, способам передачи, диагностики, лечения и противодействия. По географии своего распространения эпидемия может быть сконцентрирована или рассредоточена на местном, национальном или трансконтинентальном уровне. Эпидемия может затрагивать лишь отдельные уязвимые группы или сельские общины, а может распространяться на все население в целом.
    При наличии комплексного плана подготовки к чрезвычайным ситуациям и эпидемиям предприятия могут быстрее и эффективнее принять скоординированные меры противодействия, адаптируя их с учетом специфики ситуации, с которой столкнулись. Для того, чтобы принять меры, учитывающие такую специфику, предприятия должны следить за сообщениями санитарно-гигиенических органов, местных органов здравоохранения и других партнеров, получать от них информацию, материалы и технические рекомендации.
    Для того, чтобы профилактические меры отражали новейшие научные знания, касающиеся защиты от заражения, необходим постоянный мониторинг охраны труда и соответствующая оценка рисков. Предприятиям нужно быть в курсе постоянно обновляемой информации о заражении, способах его передачи, рекомендуемых мерах защиты, изменениях требований местных и центральных органов. Такой мониторинг также поможет сделать так, чтобы меры ОТ по минимизации риска заражения не влекли за собой новых, непредвиденных рисков здоровью и безопасности работников (физической и психологической). Все опасные факторы производства, возникающие вследствие новой организации труда и производственных процессов, должны быть выявлены, а соответствующие риски - оценены и минимизированы.

    Включение готовности к чрезвычайным ситуациям в системы управления охраной труда
    Концепция системы управления охраной труда (СУОТ) появилась как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах в последние десятилетия. В одних случаях ее применение законодательно регулируется, в других оно является добровольным. Как показывает опыт, СУОТ является логически обоснованным и целесообразным инструментом, способствующим неуклонному улучшению охраны труда на уровне организации.
    В «Руководстве МОТ по системам управления охраной труда» содержится призыв принять соответствующие меры по созданию такой системы, которая должна включать следующие основные элементы: политику, организацию планирования и внедрения, оценку результатов и меры по совершенствованию системы. Короче говоря, данный процесс исходит из базового циклически применяемого принципа «планирование-реализация-контроль-корректировка» (ПРКК), который был разработан в 1950-х годах в целях контроля параметров экономической деятельности на постоянной основе.
    Концепция СУОТ преследует следующие цели:
    ■ эффективная и последовательная реализация мер профилактики и защиты;
    ■ выработка целесообразной политики;
    ■ гарантированное принятие обязательств;
    ■ учет всех элементов рабочего места при оценке опасных производственных факторов и рисков;
    ■ участие руководства и работников в этом процессе в зависимости от уровня ответственности.
    При выработке мер профилактики и минимизации рисков необходимо также предусмотреть в СУОТ четкий порядок обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям, а также планирования действий при различных сценариях развития ситуации, в том числе в случае умеренной вспышки заболевания или серьезной пандемии.
    В соответствии с «Руководством МОТ по СУОТ», система управления охраной труда должна включать в себя и обеспечивать работу механизмов профилактики, готовности и противодействия. Эти механизмы должны предусматривать силы и средства в целях противодействия происшествиям и чрезвычайным ситуациям, а также меры профилактики соответствующих рисков для безопасности и здоровья. При этом, соответствуя размеру и характеру деятельности предприятия, эти механизмы
    должны:
    ■ обеспечивать необходимый объем информации, внутренней коммуникации и координации для защиты всех людей в случае чрезвычайного происшествия на производственном объекте;
    ■ обеспечивать передачу информацию и коммуникацию с соответствующими компетентными органами, местным сообществом и службами МЧС;
    ■ обеспечивать оказание первой помощи и медицинской помощи, проведение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся на производственном объекте;
    ■ обеспечивать передачу актуальной информации и подготовки всего персонала организации на всех уровнях, включая проведение регулярных учений по отработке процедур предотвращения, обеспечения готовности и противодействия в случае чрезвычайной ситуации.
    Данные механизмы предотвращения, обеспечения готовности и противодействия чрезвычайным ситуациям следует при необходимости создавать на основе взаимодействия со службами МЧС и другими органами.
    Риски и меры защиты, предусмотренные охраной труда
    Защита работников от риска заражения во время эпидемии
    Причина инфекционных заболеваний человека - деятельность патогенных микроорганизмов, таких как бактерии, вирусы, паразиты и грибки. Они передаются посредством прямого контакта или воздушно-капельным путем, а также с помощью носителей (например, пищевых продуктов, воды и фомитов) и переносчиков инфекции. О способах передачи инфекции также следует помнить тем, кто в силу своей работы имеет контакт с животными, что подвергает их опасности заражения зоонозными инфекциями.
    Профессии, предусматривающие работу с населением, в частности, контакт с больными, еще больше увеличивают риск заболевания, особенно инфекционными болезнями, передаваемыми воздушно¬капельным путем. Работники, заразившиеся на рабочем месте, могут стать носителями инфекции и передать заболевание другим людям, например, своим коллегам, клиентам и поставщикам, а также своим близким и людям, не связанным с их местом работы.
    Для того, чтобы принять надлежащие - и практически осуществимые - меры по защите работников от профессиональных рисков заражения инфекцией, работодателям нужно выполнить оценку таких рисков.
    На практике профессиональный риск - это сочетание вероятности наступления опасного события и степени тяжести травмы или ущерба здоровью людей в результате его наступления .
    Поэтому при оценке риска вероятности заражения на рабочем месте следует учитывать:
    ■ Вероятность подвергнуться заражению с учетом характера инфекционного заболевания (то есть, способов его передачи) и возможности контакта работника с инфицированным человеком или зараженными материалами или средой (например, лабораторными образцами, отходами) при выполнении своих обязанностей.
    ■ Тяжесть негативного воздействия на здоровье с учетом индивидуальных факторов, влияющих на это (таких как возраст, наличие хронических заболеваний и физическое состояние), а также меры, которые возможно осуществить для противодействия инфекции.
    Во время вспышки заболевания на переднем крае борьбы с ним могут оказаться различные группы работников, что может подвергать их опасности заражения при выполнении своих обязанностей.
    Медицинские работники, особенно те, кто активно участвуют в осуществлении мер противодействия вспышке заболевания (члены бригад скорой помощи, персонал реанимационных и инфекционных отделений, работники спасательных транспортных средств), которые могут заразиться от контакта с инфицированными пациентами и своими коллегами; биологическими жидкостями, выделяемыми инфицированными пациентами; медицинским оборудованием, средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в случае их неправильного использования, очистки или дезинфекции; окружающей средой, не подвергнувшейся надлежащей очистке или дезинфекции; прачечным оборудованием, посудой, столовыми приборами и медицинскими отходами, не подвергнувшимися надлежащей очистке или утилизации. В условиях нынешней пандемии Covid-19 медицинский персонал в таких странах, как Италия и Китай, составил примерно 20% всех тех, чей диагноз подтвердился.
    Меры во избежание или для минимизации риска заражения могут быть разными в зависимости от характера инфекционного заболевания и способов его передачи. В условиях пандемии Covid-19 для сокращения риска заражения медицинских работников и персонала МЧС могут быть приняты такие меры, как:
    ■ Меры противодействия физического и технического характера, направленные на минимизацию распространения патогенов и заражения поверхностей и предметов. Это включает обеспечение достаточного пространства в целях увеличения физического расстояния между медицинскими работниками и пациентами, а также выделения изоляторов с хорошей системой вентиляции для пациентов с подтвержденным диагнозом или подозрениями на заражение Covid-19.
    ■ Меры административного характера, направленные на предотвращение опасного поведения. Это включает выделение достаточных средств на реализацию мер профилактики и противодействия инфекции (ППИ), таких как обеспечение соответствующей инфраструктуры, разработка четкой политики ППИ, упрощение порядка проведения лабораторных тестов, надлежащая фильтрация и размещение пациентов, обеспечение адекватного соотношения между численностью пациентов и медицинского персонала, а также обучение персонала. Другая необходимая мера административного характера касается мер контроля и надзора за состоянием здоровья тех, кому угрожает опасность заражения, для обнаружения на ранней стадии любого неблагоприятного воздействия профессиональных опасных факторов, когда вылечиться от заболевания проще (например, путем измерения температуры работников, выявления других ранних симптомов инфекционного заболевания). Имеющиеся механизмы должны предусматривать простой порядок, при помощи которого любой зараженный работник может сообщить об имеющихся симптомах своему непосредственному начальнику, который в свою очередь обязан поставить в известность руководителя медицинского учреждения.
    ■ Надлежащие СИЗ. Это включает в себя отбор надлежащих СИЗ и обучение тому, как их надевать, снимать и утилизировать.
    Здоровье и безопасность работников организаций, оказывающих жизненно важные услуги, должны быть защищены путем принятия особых предохранительных мер.
    В целях выработки практических мер по минимизации распространения пандемии на производстве МОТ опубликовала памятку «Меры профилактики и минимизации распространения вируса Covid-19 на рабочем месте». Они предусматривают различные меры, направленные на следующие аспекты противодействия пандемии:
    ■ Физическая дистанция. Например: оценка рисков, возникающих в результате взаимодействия между работниками, подрядчиками, клиентами и посетителями, и реализация мер в целях их минимизации; изменение организации труда таким образом, чтобы обеспечить достаточное физическое пространство между людьми; если это практически осуществимо, использовать телефонные переговоры, электронную почту или виртуальные совещания вместо физических; организовывать работу посменно во избежание сосредоточения работников на объекте в тот или иной момент времени.
    ■ Гигиена. Например: обеспечение наличия дезинфицирующих средств, включая антисептики для обработки рук, доступных мест для мытья рук, обеспеченных моющими средствами и водой; привитие культуры мытья рук; обеспечение гигиены дыхания на рабочих местах (например, выполнение требований прикрывать рот и нос согнутым локтем во время кашля и чихания).
    ■ Уборка. Например: привитие культуры регулярной чистки поверхностей столов и рабочих мест, дверных ручек, телефонов, клавиатуры и предметов, необходимых для работы, антисептиком, регулярно дезинфицировать помещения общего пользования, например, туалеты.
    ■ Обучение и оповещение. Например: обучение руководства, работников и их представителей мерам, принятым для предотвращения риска заражения вирусом, и действиям в случае такого заражения; обучение надлежащим методам применения, ухода и утилизации СИЗ; регулярное оповещение работников о текущей ситуации на предприятии, в регионе или стране в целом; информирование работников об их праве прекратить работу, если условия работы создают непосредственную и серьезную опасность их жизни или здоровью, соблюдая установленный порядок и незамедлительно информируя о сложившейся ситуации своего непосредственного руководителя.
    Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Обеспечение работников соответствующими СИЗ (если это необходимо), а также закрытых баков для их утилизации с соблюдением правил гигиены. Работой, который в условиях эпидемии может также передаваться другим работникам. Эти меры включают в себя следующее:
    ■ Проведение надлежащего инструктажа и доведение до работников актуальной информации, что обеспечивает информированность и создает ощущение уверенности;
    ■ Обеспечение работникам возможности сообщать о проблемах и получать ответы на вопросы о том, каким рискам для здоровья подвергаются они и их коллеги;
    ■ Проведение многопрофильных совещаний для выявления проблем, в том числе затрагивающих благополучие персонала, а также для совместной выработки стратегий по их решению;
    ■ Стимулирование организационной культуры и чувствительности к проблемам других людей в связи с тем, что вспышка заболевания может затронуть семьи сотрудников на местах;
    ■ Подготовка памятки для оценки и понимания своих сильных и слабых сторон и ограничений, включая распознавание признаков стресса и нервного истощения у себя и других людей;
    ■ Создание системы дружеской взаимопомощи для оказания психологической поддержки и противодействия стрессу и нервному истощению;
    ■ Регулирование периодов отдыха и введение достаточного количества перерывов в течение рабочего дня;
    ■ Создание возможностей для здорового образа жизни, включая выполнение работниками физических упражнений и содействие здоровому питанию;
    ■ Оказание работникам психологической помощи посредством возможности конфиденциально поделиться своими страхами и опасениями;
    ■ Проведение ролевых игр, при которых руководители играют роль подчиненных, показывая, как вести себя так, чтобы противодействовать стрессу;
    ■ Организация кампаний в целях противодействия стигматизации и преодоления социального исключения медицинских работников, вызванного чрезмерным страхом населения заразиться и заболеть, а также для привития населению чувства благодарности к мужчинам и женщинам, работающим на переднем крае борьбы с эпидемией, с тем, чтобы медицинские работники ощущали гордость за свою работу;
    ■ Применение юмора и интерактивных способов для налаживания диалога, поиска новаторских решений и стимулирования позитивных психологических установок.

    Совместная работа по охране здоровья и обеспечению безопасности
    Как показывает опыт эпидемий прошлого, для того, чтобы предотвратить катастрофическое развитие ситуации для сферы здравоохранения и экономики, необходимо оперативно принять на уровне всей страны коллективные и согласованные меры.
    В период пандемии, подобной Covid-19, все международные организации, каждая в пределах своей компетенции, играют важную роль, обеспечивая взаимодействие между странами. В частности, ВОЗ и МОТ разрабатывают международные рекомендации по вопросам охраны здоровья работников и обеспечения их безопасности, помогающие в поиске оперативных, среднесрочных и долгосрочных решений в интересах населения, работников, сообществ и наций.
    Пандемия Covid-19 лишний раз подтвердила центральную роль охраны труда в защите работающих и их близких. В принятой в июне 2019 года Декларации столетия МОТ говорится, что безопасные и здоровые условия труда являются основополагающим фактором обеспечения достойного труда.
    Неотложность практического осуществления этой цели хорошо видна в свете нынешнего кризиса; МОТ будет продолжать работу по обеспечению безопасных и здоровых условий труда в рамках основополагающих принципов и прав в сфере труда (ОППТ). Кроме того, приоритетом может стать разработка Конвенции (дополняемой соответствующей Рекомендацией) о защите от биологических опасных факторов, что в условиях нынешней пандемии было бы важным вкладом в общее дело.
    Международные организации и форумы также могут оказать помощь в выработке и принятии мер, направленных (с учетом гендерной составляющей) на преодоление медицинских, экономических и социальных последствий пандемии, а также последствий для занятости работников всех секторов, включая самозанятых, нерегулярных и неформальных работников, особенно работающих на малых и средних предприятиях (МСП) как в городской, так и в сельской местности.
    Пандемия ставит правительства перед непростым выбором, который может иметь далеко идущие последствия не только для здравоохранения, но и для экономики и сферы труда. Без консультаций с социальными партнерами такие решения не будут практически осуществимыми и реалистичными. При этом исполнительным органам власти следует проводить консультации и координировать свои действия с техническими организациями и экспертами, в том числе с научным сообществом как на национальном, так и на международном уровне.
    Меры противодействия пандемии
    Для того, чтобы бороться с последствиями кризиса, подобного переживаемому нами в настоящее время в связи с распространением Covid-19, государству следует прежде всего принимать меры по охране здоровья и поддержке экономики.

    Особая роль специалистов в области охране труда
    В период вспышки заболевания специалисты в области охраны труда играют ключевую роль в деле обеспечения работников и их руководства достоверной информацией, необходимой для понимания симптомов заболевания и индивидуальных мер предосторожности (таких как правила поведения во время кашля (чихания), мытье рук, самоизоляция в случае болезни и т.д.). Они должны помочь работодателям оценить риски (например, определить опасные факторы инфекционного и неинфекционного характера и оценить соответствующие риски; принять меры противодействия и профилактики; осуществить их мониторинг и контроль), а также разработать или актуализовать план профилактики, сдерживания распространения инфекции, минимизации заражения и восстановления нормальной деятельности.
    Одна из главных проблем, стоящих перед специалистами по охране труда, касается многообразия производственных ситуаций, для которых нужно выработать рекомендации. Это включает в себя условия труда медицинского персонала и работников экстренных служб, работников, оказывающих жизненно важные услуги (например, услуги снабжения и розничной торговли продуктами питания, коммунальные услуги, услуги транспорта, связи, доставки и т.д.), неорганизованных работников (в том числе неформальной экономики, сдельного труда, сферы домашних услуг и т.д.) и работников, работающих в условиях альтернативной организации труда (в удаленном режиме).
    Проблема, аналогичная созданной пандемией Covid-19, может быть преодолена только при условии глобальных и согласованных мер противодействия, осуществляемых на основе беспрецедентного сотрудничества между государствами, социальными партнерами, ассоциациями, международными организациями, экономическими и финансовыми учреждениями всех уровней. Для минимизации влияния последствий санитарного кризиса на сферу труда нужно учитывать многие аспекты, и в этой связи охрана труда остается главным активом, призванным охранять здоровье работников, в том числе в ситуациях угрозы для здоровья всего населения.